En
Для справок +7 3652 59-55-45

Воздушная гавань крымского отдыха

ИА «Крыминформ»

Аэропорт Симферополя отмечает 84-летие со дня основания. «Считать своевременным и крайне необходимым открытие воздушной линии «Симферополь — Москва», — говорится в постановлении № 69 Совета народных комиссаров Крымской Автономной ССР от 21 января 1936 года. С тех пор из небольшого здания, стоящего вдали от города, аэропорт Симферополя вырос до одного из самых больших и современных аэровокзальных комплексов России. Крыминформ публикует уникальные снимки самых ярких моментов истории главного аэропорта Крыма.

«Наша воздушная гавань переживала как периоды расцвета, так и очень сложные времена. Сотрудники аэропорта Симферополь с честью защищали Родину во время Великой Отечественной войны, восстанавливали и развивали инфраструктуру в послевоенные годы. Благодарим ветеранов за их титанический труд по превращению аэропорта Симферополь в настоящие воздушные ворота Крыма, гордость полуострова и всей страны, — говорит генеральный директор ООО «Международный аэропорт „Симферополь“ Евгений Плаксин. — Уже сейчас мы входим в десятку самых крупных по пассажиропотоку аэропортов России. Пятый год подряд наша воздушная гавань обслуживает свыше 5 млн пассажиров. Построен уникальный аэровокзальный комплекс, продолжается масштабная реконструкция аэродромной инфраструктуры. Уверен, что с каждым новым годом история аэропорта Симферополь будет пополнятся новыми золотыми страницами достижений, которыми будут гордиться наши потомки».

Авиация начинается на земле

Задачу по строительству нового аэропорта в Симферополе рабочие выполнили всего за полгода, как этого требовало постановление Совета народных комиссаров.

Судя по фотографии 1936 года, первое здание аэровокзала было одноэтажным с большими витражными окнами. По расчетам того времени, его вполне должно было хватить для обслуживания полетов.

Первый рейс из Симферополя в Москву был выполнен 1 мая 1936 года. Самолет вылетел из столицы Крыма в 5.20. Расстояние в 1335 км до столицы СССР он преодолел за 12 часов.

Впоследствии регулярные рейсы связали Симферополь не только с Москвой, но и с Киевом, Харьковом и другими городами РСФСР и соседней УССР.

Кроме того, аэропорт Симферополя активно использовался для различных авиационных работ, в первую очередь связанных с сельским хозяйством. Полеты осуществлялись на небольших воздушных судах По-2, созданных конструктором Николаем Поликарповым в 1927 году.

В годы Великой Отечественной войны на базе симферопольского аэропорта был сформирован особый Черноморский авиаотряд Гражданского воздушного флота. Отряд принимал активное участие в эвакуации жителей Крыма, обороне и освобождении Севастополя.

Летчики доставляли продовольствие, снаряжение и боеприпасы дислоцированным в Крымских горах партизанам, вывозили на Большую землю раненных и больных. Симферопольский авиаотряд также участвовал в битве за Кавказ. За стойкость и мужество десятки летчиков авиаотряда были награждены орденами и медалями.

Новое начало

Активное развитие симферопольского аэропорта продолжается только после войны. В 1957 году вводится в эксплуатацию новое здание аэровокзала. На грунтовую взлетно-посадочную полосу установлено светосигнальное оборудование.

Аэропорт начинает обслуживание и новых самолетов Ил-12 и Ил-14. Также аэропорт принимает и отправляет вертолеты Ми-4 — они нужны были для перевозки пассажиров в пределах Крыма.

Перевозка пассажиров и грузов по полуострову ведется на АН-2 — одних из самых известных и массовых легких самолетов. Авиаотрасль по всей стране переживает подъем, гражданская авиация становится неотъемлемой частью жизни Крыма.

Уже к концу 1950-х годов становится понятно, что существующая инфраструктура аэропорта не отвечает современным потребностям. Грунтовую взлетно-посадочную полосу решено заменить на бетонную. В 1960 году завершено строительство новой ВПП, перрона и мест стоянок.

Вместе с новой полосой аэропорт получает возможность круглосуточного обслуживания воздушных судов новых типов.

Время диктует технологии

Летом 1960 года аэропорт Симферополя торжественно встречает первый приземлившийся в Крыму Ту-104. Эта модель самолета открыла новый этап гражданской авиации, став первым реактивным пассажирским самолетом в СССР.

Ту-104 вмещал до 110 пассажиров, летал на высоте около 10 километров со скоростью приблизительно 900 километров в час. Время перелета по маршруту Симферополь — Москва сократилось до полутора часов. В 1967 году симферопольский аэропорт впервые обслужил миллион туристов за год.

С течением времени расширяется и трудовой коллектив аэропорта. Все больше пассажиров предпочитают добираться на отдых в Крым авиатранспортом, нежели поездами, увеличивается количество направлений. Все это требует увеличения штата работников аэровокзального комплекса.

В 1970-е годы аэропорт продолжает расширяться. В 1977 году начинается строительство второй взлетно-посадочной полосы, рассчитанной на прием всех типов самолетов. На тот момент — это Ил-86, Ил-76, Ил-62, Ту-154. В 1982 году полоса сдается в эксплуатацию, по этому случаю проходит торжественный митинг.

19 мая того же года в столице Крыма приземляется первый широкофюзеляжный Ил-86. Этот самолет вмещал до 350 пассажиров и выполнял рейсы из Симферополя в Москву пять-шесть раз ежедневно.

По дороге в космос

Аэропорт Симферополя ведет работу круглый год, продолжая принимать и отправлять самолеты даже в столь редкие для Крыма снегопады. Службы аэропорта получают новую технику и оборудование для обеспечения бесперебойной работы воздушной гавани.

Увеличение вместимости самолетов потребовало и новых средств доставки пассажиров от аэровокзала к воздушному судну и обратно. К самолетам, стоящим у отдаленных от здания вокзала перронов, людей перевозили на автопоездах.

Наиболее быстрый способ добраться до курортов Крыма — аэротакси прямо из аэропорта Симферополь. Билет на вертолет до Ялты стоил 3 рубля, на главном курорте пассажир мог оказаться всего за 35 минут. Второй наиболее быстрый способ доехать до места отдыха — такси. Желтые «Волги» с черными «шашечками» в большом количестве стояли у здания аэровокзала. А группы организованных туристов встречали автобусы.

В конце 1980-х аэропорт Симферополя был подготовлен в качестве запасного аэродрома для посадки космических кораблей «Буран». В аэропорту был развернут комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел».

Пика своего развития в советский период аэропорт Симферополя достиг в 1991 году. Симферополь был связан почти со всеми крупными городами СССР, за год было совершено свыше 30 тысяч рейсов и перевезено более 5 млн туристов.

В украинские годы гражданская авиация приходит в упадок. С 1993 по 2003 годы аэропорт Симферополя в год обслуживает только 500 тысяч пассажиров. Первая взлетно-посадочная полоса к началу XXI века выводится из эксплуатации из-за недостаточной длины и прочности. В украинские годы первого миллионного пассажира аэропорт обслужил в 2012 году.

Возрождение в России

Аэропорт Симферополя сыграл решающую роль в событиях Крымской весны 2014 года. 28 февраля взлетно-посадочную полосу и здания взяли под охрану «вежливые люди». Тем самым был перекрыт доступ на полуостров украинских радикалов. Жители Крыма смогли самостоятельно принять решение о референдуме и последующем воссоединении полуострова с Россией.

После возвращения Крыма в Россию количество пассажиров, обслуживаемых симферопольским аэропортом, резко возросло. В 2014 году пассажиропоток вырос с 1,2 млн до 2,8 млн человек, а в 2015 году — до 5 млн человек в год. В условиях транспортной блокады, когда было приостановлено железнодорожное сообщения с полуостровом, а Крымский мост еще не построен, авиатранспорт становится главным средством перевозки граждан в Крым и обратно.

В срочном порядке аэровокзальный комплекс пришлось расширять. В 2014-2015 годах прошла реконструкция, площадь терминалов была расширена с 10 тысяч до 24 тысяч квадратных метров. Этого все равно было недостаточно: пропускная способность аэропорта была рассчитана на 1,2 тысячи человек, в то время как в курортный сезон обслуживалось более 3,5 тысячи пассажиров каждый час.

В апреле 2016 года было подписано инвестсоглашение, а в мае того же года началось строительство нового терминала аэропорта Симферополь. Площадь здания составила 78 тысяч кв. метров, инфраструктура рассчитана на обслуживание 3 650 человек в час или 6,5 млн пассажиров в год. Стоимость проекта составила 32 млрд рублей.

Строительство нового терминала было закончено в апреле 2018 года. Большая часть служб аэропорта перебралась из старого здания в новое. Старый терминал продолжил свою работу в качестве площадки для обслуживания рейсов деловой авиации.

16 апреля 2018 года прошла церемония открытия нового здания аэропорта, терминал принял первые рейсы. Первым пассажиром стала жительница Москвы, прилетевшая в Крым с дочкой и мужем. Аэропорт стабильно обслуживает более 5 млн пассажиров каждый год.

Развитие аэровокзального комплекса Симферополя продолжается. В 2018 году в рамках федеральной целевой программы развития Крыма началось строительство новой взлетно-посадочной полосы протяженностью 3,2 километра. По состоянию на декабрь 2019 года она уже наполовину заасфальтирована.

Также в рамках ФЦП будут построены новые рулежные дорожки, ограждение с четырьмя КПП, очистные сооружения, аварийно-спасательной станции, а также новый командно-диспетчерский пункт. На все эти работы предусмотрено почти 16 млрд рублей до 2022 года.

Другие новости

Звери на страже безопасности: кинологи о том, чего не знает никто

У них другое выражение на лицах, как у всех, кто с природой и животными общается больше, чем с людьми. Они смотрят в глаза — пес в человечьи, человек — в глаза собаки — и понимают друг друга в секунду. Они все здесь неслучайно, они выбрали эту профессию, работают по 10 и более лет, знают свое дело, постоянно следят за новшествами в мире.