En
Для справок +7 3652 59-55-45

20 самых удобных аэропортов России. Рейтинг Forbes

Журнал Forbes, № 4, 2020

За последние годы российские миллиардеры вложили десятки миллиардов рублей в российские аэропорты. Результат их работы — в новом рейтинге Forbes.

Одиннадцатого марта 2020-го президент Владимир Путин наградил миллиардера Виктора Вексельберга орденом Александра Невского «за большой вклад в работу по строительству современных аэропортовых комплексов». Принадлежащая ему группа «Аэропорты регионов» построила в чистом поле рядом с ростовской станицей Грушевской новый аэропорт Платов и инвестирует в другие провинциальные аэропорты.

Такой же награды достойны, пожалуй, все частные инвесторы российских аэропортов. Это Роман Троценко, чья компания «Новапорт» тоже развивает аэропорты в регионах. Это Олег Дерипаска, вложивший деньги в реконструкцию аэропортов на юге России, в том числе в Сочи. Это Дмитрий Каменщик, который одним из первых в стране занялся аэропортовым бизнесом и построил новый терминал в Домодедово. Это Виталий Ванцев с партнерами, развивающие Внуково. Это Александр Пономаренко, вложивший с партнерами $860 млн в Шереметьево — именно этот порт получил первое место в нашем рейтинге. Благодаря этим и другим бизнесменам (государственных аэропортов почти не осталось) в России появились современные здания, в которых в ожидании рейса можно интересно провести время — там есть что посмотреть. И все это возникло буквально за считаные годы. Восемь из двадцати аэропортов, вошедших в рейтинг, построены или реконструированы в 2017–2020 годы (без учета Домодедово, где уже два года простаивает сегмент Т2 терминала площадью 239 000 кв. м, потому что государство не может завершить работы по взлетно-посадочной полосе и перронам). Остальные терминалы немногим старше.

Из-за пандемии коронавируса аэропортам сейчас приходится работать в ограниченном режиме и нести убытки. В Шереметьево закрыты три терминала из пяти, в том числе и терминал С, который открыли в январе 2020-го. Впрочем, в интервью Forbes председатель совета директоров аэропорта Александр Пономаренко сдержанно оптимистичен: мир одолеет пандемию и ее последствия, и терминалы откроются снова.

В исследование мы включили 35 аэропортов с пассажиропотоком свыше 800 000 человек в год и у каждого из них запросили сведения по различным аспектам деятельности. Девять аэропортов данные не предоставили — в этом случае мы искали информацию в открытых источниках. Если необходимых данных в открытом доступе не было, мы присваивали аэропорту минимальную оценку по данной метрике.

В итоге мы проанализировали работу аэропортов по 18 различным метрикам, некоторые из них в свою очередь включали в себя несколько показателей. По каждой метрике каждый аэропорт получил определенную оценку. Часть метрик мы объединили в более крупные категории, суммировав оценки. Получилось шесть категорий: транспортная доступность, маршрутная сеть, сервис в аэропорту, пунктуальность, ожидание багажа, международные награды.

Категория «Транспортная доступность» состоит из оценок собственно за транспортную доступность (в течение нескольких дней три раза в сутки мы замеряли время поездки из центра города до аэропорта различными видами транспорта и стоимость поездки на такси с помощью сервиса «Яндекс.Карты»; максимум 10 баллов) и долгосрочные парковки в аэропорту (обеспеченность парковками в пересчете на пассажира и тарифы; максимум 5 баллов).

Категория «Маршрутная сеть» состоит из оценок за количество авиакомпаний, летающих в аэропорт (максимум 5 баллов), и количество направлений маршрутной сети (максимум 5 баллов).

Категория «Сервис в аэропорту» состоит из оценок за площадь терминала (5 баллов), индекс загруженности (5 баллов), оснащенность стойками регистрации (5 баллов), телетрапами (5 баллов), бизнес-залами (5 баллов), комфортность зоны ожидания (количество кресел в общей зоне и ее площадь — 10 баллов), магазины (разнообразие и площадь — 5 баллов), точки питания (разнообразие, площадь, чек за напитки — 10 баллов) — во всех этих метриках учитывался пассажиропоток аэропорта. Также в эту категорию мы включили оценки за современность (3 балла), онлайн-сервисы (3 балла), технические достижения (3 балла), архитектуру и дизайн (3 балла).

Категория «Пунктуальность» состоит из оценки (максимум 5 баллов) за пунктуальность вылетов из аэропорта. Сведения о пунктуальности мы взяли на сайте британской исследовательской компании OAG, которая специализируется на авиационной статистике.

Категория «Ожидание багажа» состоит из оценки за время ожидания багажа по прилету в аэропорт — чем меньше время ожидания, тем выше оценка (максимум 5 баллов).

Категория «Международные награды» состоит из оценки за престижные награды, полученные в 2019 году (максимум — 3 балла). Учитывались награды британской консалтинговой компании Skytrax, Международного совета аэропортов (ACI) — Airport Service Quality (ASQ) Awards, британской исследовательской компании OAG — «Лига пунктуальности 2020».

Затем мы суммировали оценки по всем категориям и включили в рейтинг 20 аэропортов, получивших наибольшее количество баллов.

4. Симферополь

Руководитель: Евгений Плаксин

Владельцы: Олег Жестков (директор банка РНКБ), банк «Россия», власти Крыма

Интересный факт: Основная достопримечательность терминала — «зеленая стена», усеянная более 30 000 растений. Ее высота составляет 15 м, а длина — 110 м

После присоединения к России Украина прекратила железнодорожное и автобусное сообщение с полуостровом, что привело к резкому росту пассажиропотока симферопольского аэропорта. Новый̆ аэровокзальный̆ комплекс был введен в эксплуатацию в 2018 году. Он выполнен в форме морской волны. Проект, исполненный̆ южнокорейским архитектурным бюро Samoo Architects & Engineers, назвали «Крымская волна», площадь комплекса — более 78 000 кв. м. Аэропорт может обслуживать до 3650 пассажиров в час. А его пропускная способность составляет 6,5 млн человек в год. Это единственный̆ аэропорт на полуострове.

Другие новости

В аэропорту Симферополя открыли новый зал ожидания для маломобильных пассажиров

Новый зал ожидания для комфортной посадки на борт пассажиров с ограниченными физическими возможностями открыли на третьем этаже терминала аэропорта Симферополя, сообщили журналистам в четверг в пресс-службе авиаузла.

Звери на страже безопасности: кинологи о том, чего не знает никто

У них другое выражение на лицах, как у всех, кто с природой и животными общается больше, чем с людьми. Они смотрят в глаза — пес в человечьи, человек — в глаза собаки — и понимают друг друга в секунду. Они все здесь неслучайно, они выбрали эту профессию, работают по 10 и более лет, знают свое дело, постоянно следят за новшествами в мире.