En

История аэропорта

Аэропорт Симферополь основан в 1936 году. Постановлением Совета народных комиссаров Крымской Автономной ССР № 69 от 21 января 1936 года было определено «считать своевременным и крайне необходимым открытие воздушной линии „Симферополь — Москва“ с 1 мая 1936 года». Первый рейс был выполнен 1 мая в 5 часов 20 минут строго по расписанию.

Первой открылась авиалиния «Симферополь — Москва». 1335 километров, отделяющих столицу Крыма от столицы СССР, пассажирские самолеты того времени преодолевали за 12 часов. Немного позже открылись и другие авиалинии: в тридцатые годы прошлого века из симферопольского аэропорта совершались полеты в Киев, Харьков, другие города Украины и Крыма.

Мирное развитие крымской авиации прервалось 22 июня 1941 года. В первые дни войны на базе симферопольского аэропорта был сформирован Особый Черноморский авиаотряд Гражданского Воздушного флота. Авиаотряд принимал участие в эвакуации жителей Крыма, героической обороне и освобождении Севастополя. Летчики доставляли дислоцировавшимся в крымских горах партизанам почту, медикаменты, боеприпасы и вывозили на Большую землю раненых и тяжелобольных. Симферопольский авиаотряд участвовал в битве за Кавказ и других боевых операциях советских войск. За стойкость и мужество, проявленные в боях с врагом, десятки летчиков были награждены орденами и медалями Советского Союза.

После освобождения Крыма аэропорт вернулся к мирным будням. В 1957 году сдано в эксплуатацию здание аэровокзала, смонтировано светосигнальное оборудование на грунтовой взлетно-посадочной полосе (ВПП), поступили в эксплуатацию самолеты Ил-12 и Ил-14, вертолеты Ми-4.

В 1960 году завершено строительство бетонной ВПП, перрона и мест стоянок; аэропорт начал круглосуточно принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях, в том числе новые самолеты Ан-10 и Ил-18. В 1950–1960-х годах на самолетах Ан-2 выполнялись грузопассажирские рейсы в районные центры Крыма, а на вертолетах Ми-4 — в Ялту. Летом 1960 года была организована эскадрилья самолетов Ту-104. С 1964 года в аэропорту базировались также самолеты Ан-24.

В 1967 году впервые в республике аэропорт Симферополь обслужил более миллиона пассажиров.

В 1977 году начато строительство второй ВПП, рассчитанной на прием всех типов самолетов (на тот момент — советских Ил-86, Ил-76, Ил-62, Ту-154); эта ВПП принята в эксплуатацию в 1982 году. 19 мая 1982 года аэропорт Симферополь первым в УССР принял широкофюзеляжный самолет Ил-86. В последующие годы на этом типе воздушного судна выполнялось ежедневно 5-6 рейсов в Москву.

В конце 1980-х годов аэродром был подготовлен в качестве «западного запасного аэродрома» для посадки космических кораблей «Буран». В рамках этих работ на аэродроме (и в его районе) был развернут комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел», а к 1982 году была построена новая ВПП с нетипичной для аэропортов длиной в 3700 метров. Летом 1989 года на аэродроме самолет-лаборатория на базе Ту-154 имитировал посадку космического челнока «Буран» по его глиссаде, а все службы посадки отрабатывали наведение на ВПП.

Пика своего развития аэропорт Симферополь достиг в 80-х и начале 90-х годов прошлого века. Главный воздушный порт полуострова тогда был связан регулярным авиасообщением практически со всеми крупными городами СССР и обеспечивал доставку граждан на курорты Крыма. Максимального объема авиаперевозки достигли в советское время в 1991 году: в течение этого года было перевезено более 5 млн человек и выполнено более 30 тысяч авиарейсов.

Однако уже после 1992 года в аэропорту Симферополь наблюдался резкий спад пассажиропотока. С 1993 по 2003 год количество пассажиров не превышало 500 тысяч человек. Своего миллионного пассажира главная воздушная гавань Крыма встретила только в 2012 году.

В начале 2000-х годов старая ВПП (размеры 2700×45 м, PCN 22/R/B/X/T, максимальный вес воздушного судна 98 т) была выведена из эксплуатации из-за ее недостаточной длины и прочности, с тех пор она используется как рулёжная дорожка D длиной 2100 м (остальные 600 м непригодны для руления). Вторая ВПП (ныне эксплуатируемая) больше и прочнее (размеры 3701×60 м, PCN 53/R/B/X/T), что позволяет принимать широкий спектр воздушных судов.

После воссоединения Крыма с Россией аэропорт Симферополь получил новый импульс своего развития. Проведена реконструкция аэропорта: расширение терминалов, обновлен парк техники и оборудования.

Развитие аэропорта Симферополь в Российской Федерации открыло новые возможности и перспективы.

По итогам 2014 года аэропорт Симферополь занял 9-е место по пассажиропотоку, обслужив более 2,8 млн. пассажиров, что в 2,3 раза больше, чем в 2013 году. В 2015 году аэропорт Симферополь обслужил 5,018 тыс. пассажиров, а в 2016 году — 5,201 тыс. пассажиров, став шестым по пассажиропотоку аэропортом Российской Федерации.